Агентство инвестиционного синтеза
Адрес www.zinsin.ru      E-mail zinsinmail@mail.ru      Тел.  8 - 926 - 180-02-68 (г. Москва)

  Соединяем идеи с реальностью !
Агентство инвестиционного синтеза

Посредник Предприниматель Менеджер Директор Собственник Инвестор Студент Аналитик Консультант

Библиотека   

 


Главная
Продукция и услуги
 Каталог
 Разработка проектов
 Продажа проектов
 Презентация проектов
 Консультации
 Деловые игры
и семинары

 Электронные книги

Прайс-лист
Аналитика
 Методы работы
 Архив рассылки
 Библиотека
 Архив текстов

Информация
 История фирмы
 Помощь
 Как сделать заказ
 Сотрудничество
 Связь


Рассылки Subscribe.Ru
Проектирование бизнеса и организация инвест деятельности
Подписаться письмом
 

Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования


П4. Измерение и оценка социальных последствий проекта

        П4.1. Социальные результаты в большинстве  случаев поддаются
    стоимостной оценке и включаются в состав общих результатов проек-
    та в рамках определения его экономической эффективности.  При оп-
    ределении коммерческой и  бюджетной  эффективности  проекта соци-
    альные результаты проекта не учитываются.
         П4.2. Оценка социальных  результатов  проекта  предполагает,
    что проект соответствует социальным нормам, стандартам и условиям
    соблюдения прав человека. Предусматриваемые  проектом мероприятия
    по созданию работникам нормальных условий труда и отдыха, обеспе-
    чению их продуктами питания,  жилой  площадью  и  объектами соци-
    альной инфраструктуры (в пределах  установленных  норм)  являются
    обязательными условиями  его  реализации  и  какой-либо самостоя-
    тельной оценке в составе результатов проекта не подлежат.
         П4.3. Основными видами социальных результатов  проекта, под-
    лежащих отражению в расчетах эффективности, являются:
         изменение количества рабочих мест в регионе;
         улучшение жилищных и культурно-бытовых условий работников;
         изменение условий труда работников;
         изменение структуры производственного персонала;
         изменение надежности снабжения населения регионов  или насе-
    ленных пунктов отдельными видами товаров (топливом  и  энергией -
    для проектов в топливно-энергетическом комплексе, продовольствием
    - для проектов в аграрном секторе и пищевой промышленности и т.п.);
         изменение уровня здоровья работников и населения;
         экономия свободного времени населения.
         П4.4. В стоимостной оценке социальных результатов учитывает-
    ся только их самостоятельная значимость. Затраты, необходимые для
    достижения социальных результатов проекта или обусловленные соци-
    альными последствиями  реализации  проекта  (например,  изменение
    затрат на выплату пособий по временной нетрудоспособности  или по
    безработице), учитываются в расчетах эффективности в общем поряд-
    ке и в стоимостной оценке социальных результатов не отражаются.
         П4.5. Влияние реализации проекта на изменение  условий труда
    работников оценивается  по  отдельным  санитарно-гигиеническим  и
    психофизиологическим элементам условий труда. Для оценки удовлет-
    воренности работников условиями труда могут  использоваться также
    данные социологических опросов. В случае, если реализация проекта
    приводит к изменению  условий  труда  на  сторонних  предприятиях
    (например, на предприятиях -  потребителях  производимой  техники
    или продукции повышенного качества), влияние этих  изменений учи-
    тывается  в  составе  косвенного  финансового  эффекта  по   этим
    предприятиям.
         П4.6. Реализация проекта может  быть  сопряжена  с необходи-
    мостью улучшения жилищных и культурно-бытовых условий работников,
    например,  путем предоставления им (бесплатно или на льготных ус-
    ловиях) жилья, строительства некоторых (дотируемых или самоокупа-
    емых) объектов культурно-бытового назначения и  т.п.  Затраты  по
    сооружению или приобретению соответствующих объектов включаются в
    состав затрат по проекту и учитываются в расчетах эффективности в
    общем порядке. Доходы от этих объектов  (часть  стоимости  жилья,
    оплачиваемая в рассрочку, выручка предприятий бытового обслужива-
    ния и т.п.) учитываются в  составе  результатов  проекта.  Помимо
    этого, в расчетах экономической эффективности  учитывается  и са-
    мостоятельный социальный результат подобных мероприятий, получае-
    мый в результате увеличения рыночной  стоимости  существующего  в
    соответствующем районе жилья, обусловленное вводом в действие до-
    полнительных объектов культурно-бытового назначения.
         П4.7. Изменение структуры производственного  персонала опре-
    деляется по регионам - участникам проекта,  а  по  особо  крупным
    проектам - по народному хозяйству в целом.
         В этих целях используются показатели:
         изменение численности работников (в том числе - женщин), за-
    нятых тяжелым физическим трудом;
         изменение численности работников (в том числе - женщин), за-
    нятых во вредных условиях производства;
         изменение численности занятых на работах,  требующих высшего
    или среднего специального образования;
         изменение численности работников по разрядам  единой разряд-
    ной сетки;
         численность работников, подлежащих  обучению,  переобучению,
    повышению квалификации.
         П4.8. Обусловленное реализацией проекта повышение или сниже-
    ние  надежности  снабжения  населения  регионов  или   населенных
    пунктов определенными товарами рассматривается соответственно как
    положительный или отрицательный социальный результат. Стоимостное
    измерение этого результата производится с использованием действу-
    ющих в регионе цен на  соответствующие  товары  (без  учета госу-
    дарственных и местных дотаций и льгот всем или  отдельным катего-
    риям потребителей).
         П4.9. Социальный результат,  проявляющийся  в  обусловленном
    реализацией проекта изменении заболеваемости трудящихся, включает
    предотвращенные (со знаком "минус" - дополнительные) потери чист-
    ой продукции народного хозяйства, изменение суммы выплат из фонда
    социального страхования и изменение затрат в  сфере здравоохранения.
         П4.10. Социальный результат, проявляющийся в изменении пока-
    зателя смертности населения, связанный с реализацией проекта, вы-
    ражается изменением численности умерших в регионе  при реализации
    проекта. Для стоимостного измерения данного  эффекта  может  быть
    использован норматив народнохозяйственной  ценности  человеческой
    жизни, определяемый путем умножения средней величины  чистой про-
    дукции (приходящейся на 1 отработанный человеко - год) на коэффи-
    циент народнохозяйственной ценности человеческой  жизни, устанав-
    ливаемый для экономической оценки эффективности мероприятий <*>.
         Реализация проектов, направленных на  улучшение  организации
    дорожного движения, повышение безопасности  транспортных средств,
    снижение аварийности производства и т. п., ведет к снижению коли-
    чества тяжелых ранений людей, приводящих к их  инвалидности.  Для
    стоимостной оценки  соответствующего  социального  результата ис-
    пользуется норматив в размере 60%  народнохозяйственной  ценности
    человеческой жизни.
         --------------------------------
         <*> В настоящее время в Российской Федерации отсутствует ут-
    вержденный на федеральном уровне коэффициент народнохозяйственной
    ценности человеческой жизни.
П4.11. Экономия свободного времени работников  предприятий и
    населения (в человеко - часах)  определяется,  прежде  всего,  по
    проектам, предусматривающим:
         повышение надежности энергоснабжения населенных пунктов;
         выпуск товаров народного  потребления,  сокращающих  затраты
    труда в домашнем хозяйстве (например, кухонных комбайнов);
         производство новых видов и марок транспортных средств;
         строительство новых автомобильных или железных дорог;
         изменение транспортных схем доставки определенных видов про-
    дукции, транспортных схем доставки работников к месту работы;
         совершенствование размещения торговой сети;
         улучшение торгового обслуживания покупателей;
         развитие телефонной и телефаксной связи, электронной почты и
    других видов связи;
         улучшение информационного обслуживания граждан  (например, о
    размещении тех или иных объектов, о наличии билетов в  кассах,  о
    наличии товаров в магазинах).
         При стоимостной оценке данного вида результатов рекомендует-
    ся использовать норматив оценки 1 человеко - часа экономии в раз-
    мере 50 % среднечасовой заработной платы по контингенту трудоспо-
    собного населения, затрагиваемого реализацией проекта.


Оглавление Наверх


П5. Методика расчетов


 


Содержание


Введение

1. Основные принципы, назначение и область применения рекомендаций

2. Эффективность инвестиционных проектов:
общие положения и показатели

3. Коммерческая эффективность

4. Бюджетная эффективность

5. Экономическая эффективность

6. Особенности оценки эффективности проектов с учетом факторов риска и неопределенности

П1. Основные понятия, используемые в рекомендациях

П2. Оценка финансового состояния в процессе инвестиционного проектирования

П3. Особенности оценки эффективности проектов с иностранным участием

П4. Измерение и оценка социальных последствий проекта

П5. Методика расчетов

П6. Неформальные процедуры отбора и оценки инвестиционных проектов

П7. Информационные обеспечения расчета потока реальных денег

4. Текущие издержки на общий объем выпуска продукции, работ, услуг

5.Структура текущий издержек по видам продукции

6.Потребность в оборотном капитале

7. Источники финансирования



Адрес www.zinsin.ru      E-mail zinsinmail@mail.ru      Тел.  8 - 926 - 180-02-68 (г. Москва)

Агентство инвестиционного синтеза